10 мин. на чтение (слов - 1976)

Роль обратной связи в электронном обучении

«Обратная связь – один из самых мощных элементов, влияющих на обучение и достижения. Но она может иметь как положительные, так и отрицательные последствия». [1]

Влияние обратной связи является одним из важных факторов успешного обучения, но ее сила зависит от типа. Обратная связь, которая позволяет учащимся совершенствоваться, является наиболее эффективной, в то время как чисто внешние мотиваторы (награды, похвалы, трофеи) могут иметь отрицательный эффект!

Обмен сообщениями – гораздо более широкая и сложная тема. Эта статья фокусируется на силе обратной связи и способам, которыми можно сделать ее наиболее эффективной.

Что такое обратная связь

Обратная связь в широком смысле означает отзыв, отклик, ответную реакцию на какое-либо действие или событие. В контексте электронного обучения это может быть информация, предоставляемая, например, учителем и учеником относительно аспектов своей работы или понимания материала.

Какова цель обратной связи

Как бы вы определили цель обратной связи? Это похвала? Поощрение? Мотивация? Исправление ошибок?

В электронном обучении обратная связь часто исходит от «системы», а не от реального человека. Разработчики могут использовать аватары, чтобы сделать ее более человечной, но в целом, это сообщение, которое вы получаете на экране без возможности попросить разъяснений. Поэтому необходимо четко понимать, чего мы пытаемся достичь с помощью конкретного послания.

В своей публикации авторы, Джон Хэтти и Хелен Тимперли, утверждают, что обратная связь должна дать ответы на следующие три вопроса [1]:

  1. Куда я иду? (каковы цели?)
  2. Как у меня дела? (как двигаюсь к цели?)
  3. Куда дальше? (какие меры необходимо принять для достижения более значительного прогресса?)

Эти вопросы касаются долгосрочного видения («куда я иду?»), текущего состояния («как у меня дела?») и немедленных действий («куда дальше?»). Если бы это было путешествие, то такой подход:

  1. Мотивировал бы продолжать идти к месту назначения.
  2. Текущие состояние предложило бы исправить ошибки, если это необходимо, на основе того, где вы уже были.
  3. Немедленные действия, чтобы добраться до следующего ориентира.

Мотивация – это ключ к успеху

Мотивация – один из ключевых элементов обратной связи. Именно здесь усилия геймификации часто терпят неудачу, предполагая, что люди нуждаются во внешней мотивации (очки, значки, таблицы лидеров, наличные деньги и т. д.). Чисто внешняя мотивация часто приводит к обратным результатам в долгосрочной перспективе:

«Материальное вознаграждение значительно подрывает внутреннюю мотивацию, особенно для интересных задач (-0.68) по сравнению с неинтересными задачами (0.18)» [1]

Если ребенок любит читать книги, ощутимая награда за чтение может подорвать его внутреннюю мотивацию. Другие исследования показали те же результаты:

«Наши результаты показывают, что предложение денег или эквивалентных денежных стимулов (например, билетов на мероприятие) может негативно повлиять на [...] донора крови». [2]

Это не означает, что нельзя использовать очки или баллы в обучении, но нужно учитывать баланс между внутренними и внешними мотиваторами.

Можно ли обойтись без обратной связи?

Вы когда-нибудь слышали такой аргумент:

«Обратная связь не должна содержать никакой новой информации, которая важна, потому что люди не обращают на нее внимания. Они просто закрывают ее так быстро, как только могут».

Люди не обращают внимания на обратную связь, поэтому мы не должны помещать в них важную информацию. Как можно оспорить это мнение? Вот один из способов начать разговор:

«Если люди не обращают внимания на обратную связь, вы правы; мы не должны пытаться использовать ее, чтобы представить что-то важное, что они могут пропустить. Однако, позвольте мне спросить вас: почему вы думаете, что люди не обращают внимания на обратную связь?»

И этот разговор часто приводит к интересным выводам. Например, может оказаться, что мы учили людей не обращать внимания на обратную связь, совершая некоторые из этих трех основных ошибок:

  1. Предоставляли ту же обратную связь, независимо от того, какие ошибки люди сделали.
  2. Использовали шаблонный текст обратной связи, например, «отличная работа!» или «это неправильно!»
  3. Создавали взаимодействия, которые не были использованы сразу.

Изменение репутации обратной связи начинается с изменения мышления разработчиков. Обратная связь должна быть частью общей стратегии обучения с самого начала. То, как мы представляем важность обратной связи для пользователей, может определить ее эффективность. Другое исследование влияния обратной связи показало удивительный побочный эффект [3]:

«Мы ожидали, что у обучающихся будет прогресс после получения первой обратной связи. Однако мы обнаружили, что обучающиеся, ожидающие обратной связи, с самого начала использовали лучшие стратегии».

Данное исследование показывает, что достаточно дать людям понять, что они получают ценную обратную связь о своих действиях. Это поощрит их использовать лучшие стратегии для обучения. Будет ли это работать и в электронном обучении? Что, если несколько изменить обратную связь. Например: «Покажите мне, что вы можете сделать, и я помогу вам стать лучше».

С чего начать обучающий курс?

Если мы говорим о курсах, то, как правило, на первом слайде присутствует введение. Можно потерять свою аудиторию, начиная первые пару слайдов с перечисления бессмысленных (для учеников) целей обучения, заблокированного и принудительного звука, инструкции, как перемещаться по странице и т. п.

Взрослым обучающимся могут быть не интересны ваши цели обучения, они хотят немедленно применить знания на практике. Поэтому, чтобы привлечь и мотивировать взрослых обращать внимание на обратную связь, необходимо начать с того, как увеличится их производительность. «Как удвоить продажи?» – звучит более интригующе, чем «к концу этого курса обучающиеся смогут перечислить и объяснить четыре шага нашей методологии продаж». Если интересует, почему цели обучения не должны отображаться на первом слайде для взрослых, которые обучаются на рабочем месте, начните с Уилла Тальгеймера [5].

Обратная связь как формирующее руководство

Кроме того, некоторые исследования показывают, что, когда обратная связь предоставляется в качестве формирующего руководства, а не суммирующей оценки, она помогает студентам ориентироваться на обучение, которое повысит их уровень компетенции. Это и будет их целью обучения (Shute, 2008) [4].

Если цель обратной связи – это формирующее руководство по повышению компетентности, как бы вы подошли к следующей задаче?

Представьте, что вы обучаете студентов. Они представляют свои шедевры на ваше обозрение. Какой из следующих методов вы бы выбрали для обеспечения обратной связи:

  • оценка;
  • конкретные письменные сообщения;
  • оценка и конкретные письменные сообщения.

То же самое исследование показало интересные результаты. Худшие результаты наблюдались, когда учителя просто оценивали. Лучшие результаты были тогда, когда преподаватели предоставили конкретное письменное сообщение в качестве обратной связи. Однако, когда они объединили эти сообщения с оцениванием, то оценка аннулировала эффективность сообщений. Причиной этого может быть то, что высокие баллы убедили студентов, что им не нужно читать сообщения, в то время как низкие баллы так их расстроили, что они просто не захотели читать соответствующие сообщения [4].

Эффективные компоненты обратной связи с использованием мотивации и коррекции ошибок

Одна из проблем, с которыми мы сталкиваемся в электронном обучении заключается в том, что нет человека, способного создавать обратную связь. Нет персонализированных сообщений в заданиях. Как же тогда применить на практике все, о чем мы говорили? Как мы поддерживаем мотивацию и исправление ошибок?

Чтобы поддержать как мотивацию, так и исправление ошибок, давайте разберем взаимодействие с множественным выбором на основе результата и намерения. Для простоты результат будет правильным или неправильным. С другой стороны, намерение представляет собой ментальную модель участника, используемую для принятия решения. Другими словами, почему они выбрали тот или иной ответ. Потому что применили правильную ментальную модель? Потому что догадались (нет ментальной модели для применения)? Или применили неправильную ментальную модель (но случайно получили правильный ответ)?

Мотивация (какова ценность для меня?) ​Исправление ошибок (как я могу сделать лучше?)
Правильно (знание: правильно почему, правильно что) ​Я умный! ​Я так и знал. Что еще я должен знать?
Правильно (угадывание: неизвестно почему, исправить что) ​ Возможно, я не знаю ответа на все вопросы по работе, но я могу сделать обоснованное предположение. ​Ладно, так вот почему!!!
Правильно (ошибка: неправильно почему, исправить что) ​Я умный. Сделал все правильно! ​Ой, я не думал, что это из-за этого.
Неправильно (угадывание: неизвестно почему, неправильно что) ​Ну, я не знал. Теперь я знаю. ​Но почему?
Неправильно (ошибка: исправить почему, неправильно что) ​Я думал правильно! Я просто совершил ошибку. ​О, ладно. Теперь я понял.
Неправильно (знание: неправильно почему, неправильно что) ​ Я всегда думал... Хм... Теперь я знаю. ​Но почему это неправильно?

Как эта таблица помогает? Можно использовать ее для персонализации обратной связи. Например, если знаете, что кто-то ответил правильно, потому что применил правильную ментальную модель, ваша обратная связь подтвердит достижение, укрепит ментальную модель и добавит дополнительную информацию (которая может быть более сложным уровнем или объяснением, почему другие решения неправильные).

К сожалению, большую часть времени мы не знаем, почему кто-то выбрал тот или иной ответ в курсе, поэтому мы не знаем, была ли концепция или ментальная модель правильной или нет. Хотя это не идеально, но есть трюк, который можно применить, чтобы узнать больше о том, почему был выбран определенный ответ. Этот метод называется оценкой, основанной на доверии, при которой после ответа на вопрос ученики также указывают в своем ответе уровень доверия. Используя эту информацию, можно создать более персонализированную обратную связь. Например, если пользователь был неправ, но его уверенность была высока, это может означать, что у него была неправильная ментальная модель. С другой стороны, если пользователь был прав, но его уровень уверенности был низким, он мог догадаться о правильном ответе.

Различные типы обратной связи

Какая обратная связь наиболее полезна? Джон Хэтти и Хелен Тимперли предлагают четыре уровня обратной связи [1]:

«Модель различает четыре уровня обратной связи: уровень задачи, уровень обработки, уровень регулирования и уровень самооценки».

Предоставление различного типа обратной связи на каждом уровне имеет свою цель:

  1. Обратная связь на уровне задач наиболее эффективна, если помогает строить подсказки и информацию относительно ошибочных гипотез и идей, а затем приводит к разработке более эффективных и действенных стратегий обработки и понимания материала.
  2. Обратная связь на уровне обработки помогает в создании лучшего или более эффективного поиска и разработки стратегий.
  3. Обратная связь на уровне регулирования укрепляет доверие и участие в дальнейшем изучении этого вопроса.
  4. Обратная связь на уровне самооценки (обычно похвала) редко бывает эффективной. Таким образом, необходимо избегать такой обратной связи, как «отличная работа!»и «ты потрясающая!» без предоставления каких-либо дополнительных, эффективных элементов на трех других уровнях.

Когда необходимо предоставить обратную связь?

Как правило, разработчики курсов используют два типа времени для обратной связи: немедленное и отложенное. Немедленная обратная связь предоставляется сразу после принятия решения или действия. Отсроченная обратная связь предоставляется позднее.

Немедленная или отсроченная обратная связь?

«Оптимальное время обратной связи, по-видимому, зависит от характера учебной задачи. Когда студенты приобретают новые, сложные знания или навыки, проверки в режиме реального времени для понимания и советы могут предотвратить их развитие неправильных представлений или неправильных навыков. Но когда они расширяют и применяют знания (например, пишут эссе или решают сложную теорему), задержка обратной связи может позволить им самим исправлять ошибки, развить настойчивость и взять на себя ответственность за собственные цели обучения». [5]

Если хотите изучить своевременную, мотивационную, немедленную конструктивную обратную связь, играйте в хорошие игры! Хорошо продуманные игры привлекательны, потому что они обеспечивают идеальное сочетание всего, о чем мы говорили до сих пор: значимый контекст, привлекательные проблемы, частые и конкретные отзывы, повышение ставок и компетентность:

«Давайте посмотрим правде в глаза – видеоигры, вероятно, всегда будут иметь большую развлекательную ценность, чем уроки биологии. Но заимствование некоторых принципов этих игр – в частности, релевантности, специфичности и своевременности обратной связи, которую они обеспечивают, – может активизировать обстановку в классе за счет их большей привлекательности и полезности для студентов». [6]

Заключительные мысли: знайте свою аудиторию

Одна из самых больших проблем, с которой могут столкнуться разработчики курсов, – это отсутствие информации об изначальной компетенции обучающегося. Предполагаемый уровень знаний и ориентация на обратную связь для исправления ошибок может иметь обратный эффект во многих отношениях. Если обучающийся не имеет достаточных предварительных знаний для развития или пытается полагаться на плохо понятые концепции, то более проработанные инструкции, проработанные проблемы более эффективны, чем обратная связь:

Неопытным ученикам преподавателю лучше предоставить проработанные инструкции, чем обеспечить обратную связь по плохо понятым концепциям.

С другой стороны, разработка электронного курса до «наименьшего знаменателя» может привести к скуке и апатии, поскольку более продвинутым ученикам будет не интересно.

Можно использовать входящее оценивание для определения предварительных знаний или предоставить возможность сначала погрузиться в проблему, а затем соответствующим образом настроить контент. В любом случае, всегда держите обратную связь на уме при проектировании обучения.

Ссылки на источники:

[1] Джон Хэтти, Хелен Тимперли. Сила обратной связи (http://rer.sagepub.com/content/77/1/81).

[2] Стимулы доноров крови: шаг вперед или назад (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2847338/)

[3] Удивительный эффект обратной связи при обучении (https://www.researchgate.net/publication/222391762_A_surprising_effect_of_feedback_on_learning)

[4] Обратная связь в высшем и профессиональном образовании: понимание и применение. Под редакцией Дэвида Боуда и Элизабет Моллой.

[5] Исследования в области обучения сотрудников (https://www.worklearning.com/)

[6] Исследования говорят / Хорошая обратная связь – целенаправленная, конкретная, своевременная (http://www.ascd.org/publications/educational-leadership/sept12/vol70/num01/Good-Feedback-Is-Targeted,-Specific,-Timely.aspx)


Как правильно создавать вопросы с множественным вы...
Подводные камни онлайн-обучения на основе таблицы ...

Читайте также:

 

Комментарии

Нет комментариев. Будь первым, кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированы? Войти на сайт
Гость
20.07.2019