5 мин. на чтение (слов - 1048)

Как микрообучение и регулярные повторения ведут к более прочному усвоению знаний

Когда поступает новая информация, наш мозг стоит перед выбором – использовать ее или забыть. Очень часто содержание обучения забывается в течение первого часа после обучения. Как бороться с этим? Использовать микрообучение и повторения через определенные промежутки времени.

В среднем люди забывают 50% новой информации в течение первого часа и 70% в течение 24 часов [1]. В цифровом мире мы подвергаемся воздействию новой информации через телевидение, смартфоны и компьютеры по нескольку раз в течение дня.

Поэтому наш мозг ежедневно не сможет дополнительно обработать слишком много информации, которую нужно понять, проанализировать и запомнить во время обучения.

По этой причине традиционные школьные уроки и курсы повышения квалификации становятся все менее эффективными.

Почему школьники плохо усваивают материал

Давайте для примера разберем ситуацию с начальной школой. По ФГОС в начальной школе у ученика 1 класса еженедельная учебная нагрузка составляет 20 часов, во 2-4 классах – 22 часа. Продолжительность урока в 1 классе 35 минут, во 2-4 классах – 35-45 минут.

Если взять за основу, что при пятидневной учебной неделе каждый день у учеников начальной школы проходит по 4 урока, то первоклассники находятся в классе ежедневно по 140 минут (35 минут х 4), ученики 2-4 классов – 160 минут (40 х 4). Т. е. 2,5 часа в день уходит на классные занятия. Плюс 3 перемены по 15 минут. Добавим сюда нормы выполнения домашнего задания (1,5 часа для 2-3 классов и 2 часа для 4 класса), плюс внеурочная деятельность. Плюс рекомендуемое время сна – 10-10,5 часов, гигиенические процедуры по 0,5 часа и 1 час на полноценный прием пищи. Добавим время, потраченное на различные гаджеты, просмотр телепередач, просиживание за компьютером. Одним словом, время, проведенное за тем или иным экраном (по данным Common Sense, исследование проводилось для американских школьников в 2015 году, но сути это не меняет). В итоге получим следующую картину:

Как тратят свое время ученики начальной школы (в минутах)
Как тратят свое время ученики начальной школы (в минутах)

Как видим, свободного времени практически нет и даже не хватает (4 класс). А ведь еще тратится время на дорогу в школу. Нетрудно догадаться, что нехватка времени, скорей всего, будет компенсироваться за счет сна, приема пищи и выполнения домашних заданий. Получается, что наши дети загружены еще больше, чем взрослые. Поэтому не стоит удивляться, почему у них слабое здоровье. Многие из них начинают люто ненавидеть школу, так как она отнимает у них драгоценное время. Загнав наших детей в такие условия, мы не должны удивляться, почему у них пропадает интерес к учебе. Их приоритеты изменились, а система образования осталась прежней – классно-урочной.

Почему традиционные курсы повышения квалификации малоэффективны

Традиционные курсы повышения квалификации, как правило, рассчитаны на ежедневные скучные очные лекционные занятия с тестовым зачетом в конце и выдачей удостоверения или сертификата. Например, для учителей курсы обычно длятся 2 недели (72 часа). В итоге педагог получает заветную «бумажку», необходимую для прохождения аттестации. Но реальных практических знаний получает минимум. Опять же потому, что мозг не может справиться с таким объемом информации, переходит в щадящий режим и забывает 70% информации на следующий же день.

Какой же выход из сложившейся ситуации? Переходить на онлайновые микрообучающие модули с регулярным повторением полученной информации и ее закреплением на практике.

Давайте рассмотрим, почему такой подход к обучению более эффективен. А начнем с определения кривой забывания.

Что такое кривая забывания

Кривая забывания Эббингауза
Кривая забывания Эббингауза

Кривая забывания (выявленная немецким психологом д-ром Германом Эббингаузом и поддержанная нейробиологами [2]) – это теория, согласно которой мы забываем 90% всего нового, что узнаем всего за 1 месяц.

Эббингауз обнаружил отрицательную связь между временем и памятью. Другими словами, чем больше проходит времени, тем больше вероятность того, что мы забудем информацию, которую не использовали или не вспомнили.

Это создает проблемы для компаний, которые вкладывают в обучение кучу времени и денег. Именно поэтому метод регулярного повторения начал все больше использоваться менеджерами по обучению.

Роль регулярного повторения в обучении

Регулярное повторение лучше всего объяснить на простом примере ухода за растением. Если растение регулярно не поливать, оно погибнет. Если растение сразу полить слишком обильно, оно тоже погибнет. Но если поливать растение регулярно правильным количеством воды, оно будет расти и процветать.

Аналогичным образом при дистанционном обучении мозг регулярно получает одну и ту же информацию более одного раза в течение длительного периода времени. Это достигается с помощью тематических тестов и исследований. Чем чаще мозг работает над определенной концепцией, тем дольше сохраняется информация об этой концепции.

По мере того как память обучающегося становится сильнее, интервалы между повторениями могут увеличиваться. В конце концов, эта информация станет частью долгосрочной памяти. Такой метод обучения – это способ обхода кривой забывания.

Как связаны между собой регулярные повторения и микрообучие

Почему регулярные повторения и микрообучение так сплелись? Потому что микрообучение предлагает информацию по кусочкам, которые легко усвоить и вспомнить. Такие уроки могут быть представлены в виде инфографики, двухминутных видеороликов или автоматизированных тестов из 10 вопросов, которые доступны в режиме 24/7.

Например, региональный представитель, который только что прошел обучение по новому набору функций справочно-правовой системы «Консультант Плюс», может получить доступ к урокам в формате микрообучения по этим функциям при встрече с клиентом. Каждый раз, когда он обращается за этой информацией и вспоминает ее, вероятность ее запоминания возрастает.

Как я упоминал ранее, наш мозг устроен так, что он либо использует информацию, либо забывает ее. Таким образом, изучая и вспоминая одну и ту же информацию по-разному и в течение определенного периода времени, сотрудники компании говорят своему мозгу, что эта информация важна, используется и ее нужно запомнить.

У современных учеников зачастую короткий промежуток внимания и много источников отвлечения. Поэтому микрообучение имеет еще одно дополнительное преимущество: оно происходит быстро и удобно. Это позволяет легко вспоминать нужную информацию в будущем.

Но надо понимать, что эффективность микрообучения как инструмента сохранения информации зависит от нескольких факторов. На это влияет как сложность информации, так и психологические факторы (уровень энергии и достаточность сна). Эти факторы сложно контролировать, но можно контролировать качество платформы микрообучения, которую используете для обучения.

Вывод

В сегодняшней быстро развивающейся и яростной конкурентной бизнес-среде как никогда важно, чтобы сотрудники получали свежие навыки и знания. Но это становится бесполезным, если сотрудники забывают то, чему они научились до того, как успели адаптировать полученные знания на практике.

Вот почему нужно использовать в обучении теорию регулярного повторения, которую легко реализовать с помощью платформы микрообучения. Начните практиковать микрообучение и регулярное повторение и убедитесь, что обучение становится эффективным.

Ссылки на источники:

[1] Play it Again: The Master Psychopharmacology Program as an Example of Interval Learning in Bite-Sized Portions.

[2] Replication and Analysis of Ebbinghaus' Forgetting Curve.


Как правильно интегрировать видео в стратегию обуч...
Геймификация в электронном обучении

Читайте также:

By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://edu-russian.ru/