5 мин. на чтение (слов - 1021)

Как правильно создавать вопросы с множественным выбором

Существует много различных типов вопросов, которые преподаватели могут использовать для оценки результатов обучения. Однако создать хорошие тестовые вопросы, правильно измеряющие возможности учащихся, не так-то просто. В этой статье подробно объясняются некоторые правила написания эффективных вопросов с множественным выбором, которые широко используются при тестировании.

Вопросы с множественным выбором – это вопросы, имеющие только один правильный ответ. Другие варианты действуют как отвлекающие факторы, которые предназначены для отвлечения внимания обучающихся от реального ответа. Каждый вопрос состоит из двух частей: вопроса и вариантов ответа, один из которых правильный.

Правила создания вопросов

Правило № 1: проверяйте уровень понимания и развивайте продвинутое мышление

Чтобы понять, как улучшить мышление обучающихся, пригодится теория таксономии Блума. Согласно Блуму, в когнитивной области существует шесть уровней: запоминание, понимание, применение, анализ, оценивание и создание. Это означает, что конечная цель использования различных типов вопросов в уроке не только запоминать или понимать знания, но и анализировать и создавать новое. Следовательно, вопросы с множественным выбором решают множество задач. Это проверка понимания, а также помощь обучающимся в развитии их мышления на более высоком уровне (решение проблем, критическое мышление, творчество). Поэтому не тратьте время на вопросы, оценивающие знание тривиальных фактов.

Вот простой вопрос для проверки мышления обучающихся:

Чтобы выбрать ответ на этот вопрос, обучающиеся должны проанализировать и выяснить правила серии.

Правило № 2: используйте вопросительные слова и предложения

Хороший способ начать вопросы с множественным выбором с вопросительных слов. Если хотите проверить фактические знания обучающихся, можете использовать вопросы «что», «кто», «когда» и «где». Вопросительные слова «какие», «почему» и «как» рекомендуются для тестирования применения и анализа знаний. Использование одновременно вопросительных слов с простой структурой помогает обучающимся сориентироваться в том, что они должны узнать в ответах. Кроме того, полное предложение, заканчивающееся вопросительным знаком, предпочтительнее предложения с пробелом.

Например, вот менее эффективный вопрос:

«Черные такси» известны в __________.

Перестроим предложение следующим образом:

Правило № 3: используйте полную информацию

Это означает, что вопрос должен быть осмысленным сам по себе и ясно показывать проблему. Будет здорово, если студент может ответить на вопрос, не глядя на варианты. Если вопрос ясно не обозначает проблему, то это может вызвать неоднозначную реакцию у обучающихся, что затруднит ответ или станет сложной задачей.

Кроме того, в вопрос следует поместить большинство слов, чтобы сделать варианты ответа короткими. Таким образом, варианты ответа будут краткими и содержать ключевые слова. Например, рассмотрим неправильно сформулированный вопрос:

Какое из следующих утверждений истинно?

  1. Мельбурн известен как мировая столица моды.
  2. Милан известен как мировая столица моды.
  3. Санкт-Петербург известен как мировая столица моды.
  4. Рим известен как мировая столица моды.

А вот как правильно:

Правило № 4: удаляйте ненужную информацию

Как было сказано ранее, вопрос должен содержать достаточную информацию. Однако достаточность не означает включения слишком много ненужной информации.

Во многих исследованиях вопросы с множественным выбором высоко оцениваются по их универсальности, надежности и обоснованности. Но если поместите много ненужных материалов в вопрос, то это может снизить надежность и достоверность результатов. Вот один из примеров плохого вопроса с множественным выбором:

В настоящее время существует множество видов загрязнений. Загрязнение воздуха является одной из самых больших угроз окружающей среде и затрагивает всех: людей, животных, культуры, города, леса, водные экосистемы... Загрязнение воздуха может быть уменьшено, если мы будем:

  1. Использовать личный транспорт
  2. Сжигать ископаемое топливо
  3. Пользоваться общественным транспортом
  4. Рубить деревья и лес

Лучше так:

Правило № 5: не используйте негативные слова

Обучающиеся часто испытывают трудности с пониманием смысла при отрицательной формулировке. Если испытуемые знакомы с материалом, отрицательное слово может смутить их. В результате они могут ошибаться при ответе на отрицательно сформулированные вопросы. Но если все же необходимо использовать их, выделите отрицательное слово заглавными буквами или жирным шрифтом, чтобы оно было очевидно для обучающихся. Неправильный вариант:

В какой стране нет короля или королевы?

Лучше так:

Правила создания вариантов ответа

Правило № 1: используйте только один лучший ответ

Вопросы с множественным выбором – это вопросы с одним лучшим ответом. Таким образом, должен быть только один вариант, который очевиднее, чем другие варианты. Если это не так, то обучающиеся могут запутаться и им трудно будет решить, что является наиболее правильным. Например, четыре варианта на рисунке ниже вызовут у обучающихся недоумение. Ни то, ни другое не всегда верно.

Правило № 2: создавайте варианты ответов похожими по грамматике и длине

Несомненно, варианты ответов должны быть изложены четко и кратко. Таким образом, убедитесь, что все варианты грамматически параллельны друг другу. Это заставит обучающихся тщательно подумать, чтобы найти правильный ответ вместо того, чтобы основываться на грамматических ошибках. Более того, не используйте длину ответа в качестве подсказки, чтобы найти правильный вариант. В некоторых случаях обучающиеся склонны угадывать ответ в зависимости от его длины. Часто самый длинный – самый правильный. Однако если не можете сделать все четыре варианта ответа одинаковой длины, используйте два длинных и два коротких. Вот пример:

Правило № 3: сохраняйте правдоподобность дистракторов

Задача неправильных вариантов состоит в том, чтобы отвлечь внимание обучающихся. Таким образом, можно оценить, кто действительно понимает и сосредоточиться на содержании курса. Если дистракторы надуманны, испытуемые легко найдут правильный ответ, даже если у них мало знаний. Делайте все варианты правдоподобными, чтобы обучающиеся не могли угадать правильный ответ. В примере ниже обучающимся довольно легко понять разницу между всеми вариантами, и маловероятно, что они выберут варианты A, C или D.

Какая польза от леса?

  1. Увеличение эрозии почв
  2. Очистка воздуха
  3. Обеспечение кислородом
  4. Сокращение масштабов изменения климата

Лучше так:

Правило № 4: избегайте фраз «все вышеперечисленное» или «ничего из вышеперечисленного»

Эти варианты не подходят для вариантов ответа. «Все вышеперечисленное» кажется очевидным ответом. Другими словами, это помогает обучающимся выбрать правильный вариант, даже если они не уверены в других вариантах. Если они считают, что два варианта правильны, то ответ становится очевидным. Многие испытуемые склонны читать первый вариант, определять, правильный он или нет, и заблуждаться, выбирая его, не читая остальные варианты.

Кроме того, будьте осторожны, когда используете такие слова, как «все», «всегда», «никогда» или «нет». Большинство учеников знают, что мало что является правильным или неправильным, поэтому варианты ответа с этими словами чаще всего неправильные. Воздержитесь от использования этих слов.

Правило № 5: изменяйте порядок правильных ответов

Необходимо случайным образом распределить правильный ответ. Убедитесь, что большинство правильных вариантов не находятся в позициях «B» или «C». Поэтому не позволяйте обучающимся угадывать правильные ответы. Когда закончите создавать вопросы с несколькими вариантами ответов, пройдитесь по ним и измените порядок правильных ответов.


Почему взрослым труднее выучить второй язык
Роль обратной связи в электронном обучении

Читайте также:

 

Комментарии

Нет комментариев. Будь первым, кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированы? Войти на сайт
Гость
20.07.2019